Меню сайта

"Функциональная грамотность"

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Нормативное обеспечение

  • Приказ Минитерства Просвещения РФ № 286 от 31.05.2021г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 
  •  Приказ Минитерства Просвещения РФ  № 287 от 31.05.2021г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 
  • Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (.pdf(просмотр)"/)
  • Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (.pdf(просмотр)"/)
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (.pdf(просмотр)"/). Региональный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год (.pdf)
  • Приказ Управления образования Администрации ЯМР № 269/1 от 29.10.2021 года "Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных учреждениях ЯМР в 2021-2022 учебном году"(.pdf(просмотр)"/)

Образовательные программы

- Примерные рабочие программы по учебным предметам   https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm 
- Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/

Методические материалы

- Информационно-методические материалы Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области  «Институт развития образования» 
- Вебинар о методическом обеспечении ФГОС 
https://www.youtube.com/watch?v=xbc20ygYlUI&ab_channel=%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F 
- Всероссийские методические видеоуроки https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 
- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов https://edsoo.ru/study-subject/ 
- Всероссийские просветительские мероприятия https://www.instrao.ru/prog 

 

Составляющие функциональной грамотности

Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно. значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. (определение используемое в PISA).

Математическая грамотность​ - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Финансовая грамотность​ - умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал.

Креативное мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Глобальные компетенции  это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

Сборники заданий
  • на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf  

Финансовая грамотность: https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc

Читательская: грамотность: https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8

Локальные документы